Коварные завалы
Через четыре дня горы и бурные пороги кончились, но расслабляться нам не пришлось. Течение было, по – прежнему быстрым, а река узкой, а главное – появились завалы.
В принципе, завалы проходятся так же, как и прижимы,то есть на реверсе и носом к берегу, но пространство для маневра гораздо меньше – завалы иногда доходили до середины реки.
В чем их опасность? Если байдарка перевернется перед завалом, человек попадает под это нагромождение деревьев и кустарника и выбраться из него очень трудно, со спасательным жилетом просто невозможно – обязательно за что ни – будь зацепишься.
Поэтому мы, по совету Андрея, сняли жилеты. Думаю, что это спасло жизнь моему первому номеру – Володе (здоровенный был мужик с золотой фиксой, работал поваром).
Проходя очередной завал, мы задели его носом и байдарка перевернулась. Я выплыл на течении, а Володя угодил под завал.
У нас перехватило дыхание, потому что он довольно долго не появлялся. Человеку, попавшему под завал, ничем не поможешь – разбирать завал надо с берега и это займет много времени. Думаю, что вручную большой завал разобрать, вообще, невозможно – здесь нужна специальная техника.
Слава богу, через пару минут Володя появился на течении. Он был в одних сплавных штанах, но завал, все равно, не пускал. Если бы была еще куртка, дело, наверное, кончилось бы плохо.
А так парень успел набрать воздух про запас и, все – таки, вырвался наружу.
Через шесть дней мы увидели большой приток – Малую Лену. Это была полноводная лесная речка с высокими берегами. Здесь Андрей запланировал дневку перед последним броском – впереди было еще почти триста километров, на которые отводилось всего пять дней.
Неожиданный спутник
Мы валялись на песчаном пляжике, загорали и купались, а неуемный Володя решил обследовать приток и пошел вверх по течению. К вечеру он вернулся очень оживленный и рассказал нам необычную историю – оказывается, в походе его сопровождал черный горный медведь.
Косолапый то и дело выглядывал из – за деревьев, но ближе чем на сотню метров не подходил. По – видимому, никаких худых мыслей у мишки не было – просто любопытство.
Вначале Володя немного испугался, а потом привык и даже подзывал косолапого разделить нехитрую походную трапезу, но деликатный мишка отказался.
Вообще, надо сказать, что в этих местах великое множество черных медведей. Саянские медведи гораздо меньше бурых – не более полутора метров ростом.
По ночам они кружили около наших палаток и громко ревели, утром песок был истоптан медвежьими следами. Но мы убирали продукты внутрь, а заглядывать в палатке медведи не решались, хотя, судя по всему, очень хотелось.
Постепенно, мы привыкли к медвежьему рыку и не обращали на него никакого внимания.
Если уж говорить о животном мире Саян, то надо заметить, что я нигде не видел столько комаров и мошки. Комары там просто огромные и кусают, как шершни. А мошка, наоборот, очень мелкая и роится плотной черной стаей, буквально застилает глаза.
Барковский хвастал, что он никогда не мажется мазью от гнуса – через пару дней ему пришлось вставлять спички в глазницы, чтобы управляться на порогах.
Летний марафон
От устья Малой Лены до ближайшего поселка Качуг – без малого триста километров, а нам оставалось всего пять дней пути. То есть проходить надо было по шестьдесят километров в день – в два раза больше, чем обычно.
Однако, когда мы увидела новую, полноводную Лену, прямую как стрела и с быстрым течением, я понял, что Андрей и в этот раз все рассчитал правильно. Пять километров в час течение, плюс пять километров в час весла – мы летели, как на моторной лодке.
Глубина была небольшая – около метра, препятствий – никаких, какой – то гребной канал. Правда за шесть “рабочих” часов мы порядком уставали, но дневную норму в шестьдесят километров выполняли.
Наконец. показался долгожданный поселок. Переночевали и ранним утром – на автобус до Иркутска. Половина команды -три человека взяли билеты на поезд. но я не выдержал (путешествие длилось уже четыре недели) и поехал в аэропорт.
Как назло перед погрузкой в автобус пошел дождь и байдарка сильно прибавила в весе. В результате мне пришлось доплачивать сорок! рублей за лишний багаж. По тем временам это были большие деньги и я очень страдал.
Поделитесь своим мнением в комментариях