Зачахшая газета
Сейчас мало кто знает, что есть такая «Литературная газета», возглавляемая бывшим «буревестником перестройки», а ныне верным охранителем путинского режима Юрием Поляковым (старшее поколение, наверное, помнит его знаменитое «ЧП районного масштаба» и одноименный фильм).
А ведь в советское время эта газета гремела на всю страну, ею зачитывалась «передовая интеллигенция». Там поднимались острые, по тем временам социальные и экономические проблемы.
Там блистал забытый ныне Юрий Щекотихин, который погиб при загадочных обстоятельствах во время депутатского расследования обстоятельств террористических актов в Москве и Волгодонске (взрывы жилых домов в начале путинского правления, после которых и появилось его «фирменное» выражение – «мочить в сортире».
Вспоминая его очерки, которые производили тогда форменный фурор, я понимаю, что советские люди были гораздо более романтичны и сентиментальны, чем нынешнее поколение (или уже – поколения).
Нашумевший очерк
Вот, например, очерк «Выстрел в тире» (видите, я даже названия помню): молодые люди, страстная любовь, чистые юные чувства. Потом измена юноши (полюбил другую) и меткий, смертельный выстрел в тире (она была спортсменкой, мастером спорта по пулевой стрельбе).
И вся страна взахлеб обсуждала – права ли была девушка, наказав таким образом коварного изменщика, и надо ли её судить. Вы можете сегодня представить себе такую дискуссию?
Сегодня, когда даже супружеская измена обсуждается только с одной стороны – укрепляет ли она брак, или нет. Сегодня, когда набирает силу и крепнет движение свингеров (для почтенных людей – это когда трахаются пара на пару).
Да с таким пуританским подходом сегодня можно перестрелять всех мужиков (или почти всех – некоторые «не могут»). А тогда все это обсуждалось горячо, искренне и всерьез.
В результате, девушку, конечно же, осудили, но на какой – то очень малый срок (вроде – три года). То есть суд учел позицию «широкой общественности» и принял большую и чистую любовь, как смягчающее обстоятельство (никакого «состояния аффекта» там не было – убийство было вполне обдуманным и тщательно спланированным).
Но это я отвлекся от темы, давайте поближе к цензуре. В этой самой «Литературной газете» («литературке», как её любовно называли раньше) сохранился юмористический раздел – «Клуб двенадцать стульев».
Раньше он был, действительно, смешным – сейчас захирел вместе со всей остальной газетой (можете почитать сами – она стоит недорого). И вот я, движимый ностальгическими воспоминаниями, решил украсить это занудный мебельный клуб своим политико – сатирическим шедевром, в стиле фэнтази — «Сказка о том, как съели У – Лю –Ка».
Прочитав эту сказку, вы сможете убедиться, что она, по нынешним временам, совершенно безобидна, тем более что история с Улюкаевым там рассказана исключительно «эзоповым языком».
Хороший поэт
Редактором отдела юмора в нынешней ЛГ является хороший поэт – юморист Сергей Сатин (с него бутылка за бесплатную рекламу). Как я понимаю, сказка ему понравилось, но он долго и извилисто объяснял мне, что публиковать в ЛГ её никак невозможно, потому что это есть «крамола».
И сказку таки не опубликовали, а опубликовали коротенький и непритязательный скетч «Разговор». На этом мое сотрудничество с завявшей под сенью патриотичного Полякова «Литературкой» прекратилось.
А теперь давайте посмотрим на эту историю с чисто юридической или, если хотите, конституционной точки зрения. У нас, вроде бы, свобода слова, и она гарантирована нам конституцией.
Это значит, что публиковать можно все, что не ограничено законом. В моей сказке вы, даже под микроскопом, не найдете: призывов к насильственному свержению существующего строя, возбуждения ненависти к определенным социальным группам, или по национальному признаку и, тем более, призывов к нарушению территориальной целостности Российской федерации или оскорбления чувств верующих – Сечин, вроде бы, еще не причислен к лику святых (хотя все к этому идет).
Так в чем же дело – чем не угодила там моя сказочка? А тем, что может не понравиться главному редактору. А главному редактору она может не понравиться, потому что нечего нам, плебеям ерничать над патрицианскими разборками.
Нам, плебеям, надо знать свое место – и место это «у параши», или где ни – будь поблизости, но никак не на нижних нарах и у окна.
А дальше я вам расскажу, как пытался продвигать свой блог на бескрайних просторах «уличной рекламы».
Поделитесь своим мнением в комментариях