Ничто сатирическое мне не чуждо
Как вы знаете, я тоже не чужд сатиры и юмора. Если посмотрите на стилистику, поймете – мои учителя это Зощенко, Ильф и Петров и, конечно же, Михаил Жванецкий. Чему я научился – судите сами, но это мои учителя.
Один раз, под Новый год, мой старый приятель – Борис Савельевич Жихаревич (надеюсь, это ему не повредит – за знакомство с «неправильными» блогерами, вроде бы пока не сажают) заказал мне заочный «батл» со своим любимым сатириком – Михаилом Жванецким.
Вообще – то, в отличие от Жванецкого, я не сатирик – для меня это просто хобби и средство для привлечения читателей. Поэтому я согласился не без колебаний. Собрал все лучшее из того что у меня было и вступил в этот безнадежный спор.
Благо судья был только один – Б.С. и только он мог стать свидетелем моего позора. Отослав этот пост, у робко запросил – с каким же счетом проиграл маститому сатирику?
Надо сказать, что Борис Савельевич – это весьма придирчивый и желчный критик, лишний раз не похвалит. Поэтому я очень удивился, получив по профессорски лаконичный ответ – «не проиграл» (ну, это он так считает, а вы – как хотите).
Славный юбилей
А вчера посмотрел юбилейный выпуск передачи «дежурный по стране», посвященный 85 — летию Михаила Жванецкого. И я понял, наконец, в чем «две большие разницы».
Шутки мои (некоторые, разумеется) может и не хуже, чем у Жванецкого, но мне до него – как до Луны. Потому что Жванецкий это человек – эпоха, на его сатире в глухие советские годы воспитано не одно поколение, тогда не было «Эха Москвы» и «Новой газеты» — весь пар выпускался через Жванецкого (я был в те годы на его выступлениях).
Кстати, в этом нет ничего обидного – одни считают, что «выпускают пар», другие – что «работают с головами», ведь все большие перемены совершаются именно там – в головах, и перед этими переменами власть бессильна.
Это как в большой «шпионской игре» – кто кого переиграет. В данном случае, я думаю, переиграл Жванецкий.
Теперь его сатира уже не так остра и злободневна — ничего особо «криминального», чисто «за жизнь».
Ну что поделать – человек сделал свое дело в трудные времена, когда все молчали. Теперь может говорить о том, что ему ближе. Хотя жалко – с политической сатирой у нас совсем плохо — одно голое и, довольно таки, бесталанное «обличительство».
Шендерович отошел от сатирических дел, Быков до крайности заумен. Нет более «Салтыковых – Щедриных». Я вот пытаюсь, но это так – комариный писк в спальне. А нужна могучая сирена, чтобы все продрали глаза.
Да, длинно я начал — извините. Вообще – то, я совсем не о сатире, и даже не о Жванецком, я опять об относительной и абсолютной ценности литературы, живописи и искусства, вообще.
Вы можете писать не хуже Жванецкого, вы можете писать лучше Жванецкого, но народ все равно будет любить Жванецкого, а вас он даже не заметит.
Дело в личности
И здесь дело именно в личности Жванецкого, в его заслугах, в его общественном признании. Жванецкий – это магнит, который притягивает любовь зрителей и славу с неугасаемой силой. И, по большому счету, уже не столь важно – что и как он сейчас пишет. Он «разошелся на цитаты», растворился в «широких народных массах», хотя, справедливости ради, надо сказать, что у молодежи совсем другие герои.
Продолжим – вот у нас в Пушкине, возле Гостиного двора построен большой и очень красивый храм. Он ничем не хуже, чем старые новгородские, владимирские и суздальские церкви.
Однако, этот великолепный храм, построенный по всем канонам русской православной архитектуры, не вызывает у меня того душевного трепета, того почтения и преклонения, как, скажем, маленькая и скромная церковь Покрова на Нерли, что на дороге между Суздалем и Владимиром.
Почему – да потому что у нас в Пушкине – это всего лишь красивый «новодел», а та церковь построена в 12 веке и она видела страшное татаро – монгольское нашествие, а потом русские полки, собирающиеся на Куликово поле
Она видела Ивана Грозного и русскую смуту, наполеоновское нашествие и бегство Наполеона из Москвы. Её древние белокаменные стены пропитаны нашей трудной и великой историй, подернуты патиной времени.
Наверное, я все – таки, нашел ответ на свой вопрос об относительной и абсолютной ценности произведений искусства – абсолютной ценности не бывает. Каждое произведение искусства, ценится людьми не само по себе, а только вместе со своей исторической и культурной аурой.
Неутешительный ответ для начинающего (притом очень поздно) литератора и философа, но тем не менее. Ну, ничего – придет время, и мое творчество тоже, может быть, покроюсь патиной.
Поделитесь своим мнением в комментариях