Сейчас не то…
Сейчас железнодорожные составы таскают тепловозы и электровозы (там, где железная дорога электрифицирована). Вы их, наверняка, видели – ничего интересного, они все одинаковые.
А вот видели ли вы паровозы! Думаю, что только в кино – а жаль, паровозы ведь очень красивые и очень разные. Помню – мы с отцом стоим у открытого окна и смотрим на встречные составы – какой паровоз их тянет.
Давно это было – лет шестьдесят назад. Вот мчится продолговатая, ловкая «Щука» – это старый и небольшой паровоз – только для пассажирских составов. И скорость у такого состава невеликая – до восьмидесяти километров в час.
А вот навстречу мчится паровоз побольше, помощней – это «Феликс Дзержинский». Он может таскать и грузовые составы. Но мы ждем встречи с самым большим и могучим паровозом – «Иосиф Сталин».
Этот паровоз может тащить огромные грузовые составы с лесом, углем, нефтью. И скорость у такого поезда уже серьезная – до ста и более километров в час.
Наконец он появился – черный, сверкающий великан «ИС». Считаем вагоны – 10, 20….,30 – вот это силища. Поршни и шатуны двигаются взад – вперед, вниз – вверх, вращая красивые, с красным ободом колеса.
Летит вперед, как огромная черная птица, словно и нет за ним трех десятков тяжеленных вагонов. Машинист увидел наш пассажирский поезд – дает приветственный гудок, тягучий и какой – то грустный.
Я радостно машу ручонками – это же настоящее счастье увидеть великана «ИС», такое в дороге случается нечасто – один, два раза за день.
Наши паровозы
Отец тоже доволен – «видишь сынок, какие у нас появились паровозы, раньше таких не было». Дальше мы начинаем рассчитывать скорость нашего поезда – кажется, его тащит «ФД» – «Феликс Дзержинский».
Тоже хороший паровоз – для пассажирского состава в самый раз, все – таки не «Щука», какая ни – будь! А считаем мы так – вдоль железной дороги стоят километровые столбы, у отца есть часы с секундомером.
Больше ничего и не надо – мы засекаем время, за которое поезд преодолевает расстояние между столбами. Например, получилась минута. Значит, за час поезд пройдет расстояние в шестьдесят километров.
Слабовато – но вот поезд разгоняется, набирает скорость, паровоз возбужденно и радостно гудит. Есть – 40 секунд, это уже 90 километров в час – на сегодня рекорд, правда вчера было и под сто, но 90 – это тоже хорошо.
Мы довольны – теперь можно идти спать, мама уже давно зовет, сердится.
А, вообще, паровоз – это паровая машина, поставленная на колеса. Паровую машину изобрели в Англии, в 17 веке, прообразом же паровоза стала сдвоенная паровая машина, построенная русским изобретателем И.И. Ползуновым.
Первый паровоз
А первый паровоз появился у нас, в России. Он был построен в 1833 году и сконструирован замечательными русскими инженерами – отцом и сыном Черепановыми.
Этот паровоз развивал скорость до 16 километров в час (на лошади его можно было перегнать без труда), но паровоз мог тянуть груз до 3.5 тонн – на телеге столько не увезешь. Конечно, это очень мало – сегодня один вагон весит до 60 тонн, но тогда это было большое достижение.
В 1843 году появилась первая железная дорога между Петербургом и Москвой. Русские паровозы для этой железной дороги были построены в 1845 году на Александровском заводе вСанкт – Петербурге (вначале паровозы закупались в Германии).
Сегодня тепловозом управляет машинист, а раньше главным человеком на паровозе был кочегар, который постоянно подбрасывал уголь в топку парового котла. Тяжелая работа – ничего не скажешь.
В рабочем состоянии сегодня сохранилось много разных паровозов. В основном, они используются для киносъемок, но иногда в Петербурге можно увидеть настоящий паровоз – его «прогуливают» между остановкой «паровозный музей» и Павловском, где я живу.
Так что один – два раза в месяц я слышу знакомый с детства протяжный и куда – то зовущий гудок паровоза.
Поделитесь своим мнением в комментариях