Лошадиная сила
Лошадь на повозке может тащить более тонны груза. Повозки в древности были тяжелые и неуклюжие, но и тянули их не лошади, а быки, которые гораздо сильнее. Так что цифру в одну – полторы тонны можно считать вполне достоверной.
То есть перевозимый вес увеличился почти в пятьдесят раз! А это уже настоящая транспортная революция. Теперь можно было нагрузить повозку зерном и проехаться по соседним деревням – где то выменять вяленую рыбу или мясо, где – то глиняную посуду и одежду, и так далее.
В основном меняли продовольствие на одежду и обувь, посуду, ножи и топоры, боевое оружие. Потом появились и украшения – наши предки тоже хотели быть красивыми, особенно девушки и женщины.
Однако ездить на громоздкой телеге по соседским поселениям очень долго и тяжело, а время тогда ценили не меньше чем сейчас, время – это охота, рыбалка, пахота, работа по дому.
Время надо беречь, экономить. Так появились торговища, на которые съезжались люди с разных концов, чтобы поменять свои товары на то, что им нужно.
Со временем изготовление одежды. обуви, посуды, орудий труда и украшений усложнялось, эти вещи становились все более совершенными.
Нельзя быть и охотником – землепашцем, и хорошим портным, гончаром и кузнецом. Да и времени у крестьянина на все не хватает.
Поэтому крестьянепостепенно стали заниматься преимущественно своим делом – то есть они пахали землю, выращивали зерно, выращивали скот, охотились, ловили рыбу, чинили жилище.
А за одеждой, обувью, ножами, топорами и прочим отправлялись на рынок – торговище. Так люди постепенно разделились на крестьян и ремесленников – мастеров по изготовлению орудий труда, оружия и предметов быта.
Простой обмен (товар на товар) сменился товарно – денежным обменом (товар – деньги – другой товар), которые гораздо проще и удобнее.
Представьте себе, что у вас есть мясо, а вам нужен топор. Но владельцу топора нужно не мясо, а зерно, и что делать? Правильно – искать того, кто согласен поменять мясо на зерно. А если такого не найдется?
Возникали длинные и сложные цепочки обмена. А это опять – таки время, драгоценное время. С появлением денег (об этом мы поговорим отдельно – это очень интересная и поучительная тема) все меняется.
Продал свое мясо, получил деньги – и покупай все, что тебе надо – хоть топор, хоть гвозди, хоть ожерелье для любимой жены.
Если крестьянин крепко – накрепко привязан к земле и к лесу, то ремесленники могут селиться кучно в больших поселениях. Их можно хорошо укрепить, насыпать защитные валы, построить стены – частоколы из заостренных бревен
Ремесло кормит
За такими стенами можно надежно укрыться от разбойников и вражеских набегов.
Так появились первые города – крепости, которые стали центрами торговли, а со временем и центрами культуры и технического прогресса.
С ростом товарооборота появились и торговцы – люди, которые закупают товары в одном городе и перепродают их в другом. А потом закупают другие товары и везут их обратно. И все это с прибытком.
Если ослик или лошадь могут пройти почти везде, кроме разве что болота (да и в болоте можно проложить гать из сучьев и камней), то для повозок надо прокладывать дороги и мосты, которые свяжут между собой сельские поселения и возникающие города.
А это уже общественные работы. И тут возникает множество вопросов – кто должен принимать в них участие, сколько человек должен отработать по времени, кто обеспечит работников едой и инструментами.
Например, я не хочу работать на строительстве дороги – мне надо отремонтировать дом перед зимними холодами. Тогда давай продовольствие на прокорм рабочих, давай лопаты и ломы.
Можешь выделить общине деньги – она наймет других людей. А сколько нужно дать зерна и мяса, чтобы откупиться от общественных работ, сколько надо заплатить денег?
Или еще вопрос – люди из соседнего села хотят проехать по нашей дороге на городской рынок. Так сколько они должны нам заплатить?
Где торговля, там и обман. А чтобы не было обмана и буйных споров нужны общепринятые правила торговли.
То есть строительство дорог и развитие торговли влекут за собой необходимость общественного регулирования отношений между людьми, необходимость принятия определенных законов.
А там где возникает закон, возникает и государство.
Вот вам и колесо – такое привычное и обыденное.
Поделитесь своим мнением в комментариях