Круглое — кати
Прообразом колеса можно считать бревна – катки, которые древние строители подкладывали под тяжелые камни. Но эти бревна надо было все время перемещать (последнее, освободившееся переносится вперед).
Да, так далеко не уедешь. А нельзя ли чтобы бревна или что – то подобное катились вместе с грузом? Так появились мысли о колесной повозке.
Как ни странно, первые колеса делали из камня. Казалось бы – чего проще отпилить кругляшок от большого бревна – вот тебе и колесо. А чем отпилить то – зазубренным каменным ножом?
Ну, это будет даже потруднее, чем извлечь огонь с помощью трения двух сухих палочек. Конечно, терпения нашим предкам было не занимать, да и выносливости тоже, но всему есть предел – легче взять плоский и округлый камень и обтесать его другим, более прочным.
Обтесать то можно, но тащить повозку с неуклюжими и очень тяжелыми каменными колесами трудно даже огромному быку. А много ли груза туда положишь?
Надо полагать, что такие первобытные телеги для далеких путешествий не годились. Но все изменилось, когда начался бронзовый век.
Зазубренный медный нож (а тут недалеко уже и до пилы) быстро справится с податливым деревом, в особенности если он в крепких .мускулистых руках.
Деревянные колеса крутятся гораздо лучше каменных, но все – таки они тоже тяжеловаты. А зачем нам цельное колесо? Ведь можно выдолбить сердцевину и оставить только обода.
Но такие колеса будут очень хрупкими – надо придать им жесткость. Так появились колеса с четырьмя крестообразными перекладинами. Потом число перекладин увеличилось, постепенно они превратились в тонкие спицы.
Изобретательные египтяне
Такие легкие и прочные колеса использовали четыре тысячи лет назад древние египтяне для своих знаменитых боевых колесниц. Интересно отметить, что спицы оставались деревянными вплоть до начала 19 века, когда Ф. Бауэр запатентовал тонкие металлические спицы.
Есть и еще одна проблема – деревянное колесо быстро изнашивается, разбивается о камни. Починить его невозможно – значит, для долгого путешествия нужно иметь много запасных колес.
Загружать повозку запасными колесами очень нерационально. А если колесо сломается во время стремительной атаки на пехоту противника? Это неудача в бою и верная смерть для экипажа — лучников и копейщиков.
Но в первом тысячелетии до нашей эры кельты изобрели защитные металлические обода для деревянных колес. Они также применялись в боевых колесницах – военное дело всегда было мощным движителем технического прогресса.
Настоящей революцией в истории колеса является изобретение шины. Она была запатентована У. Томпсоном в 1845 году и стала толчком к появлению автомобиля.
А знаете ли вы, что в первобытной телеге колеса были намертво прикреплены к оси и крутились вместе с ней? Такую телегу можно было повернуть только вручную — то есть надо было слезть с повозки и развернуть её в нужном направлении.
А если дорога извилистая и на ней много поворотов? Да, не очень то комфортабельное путешествие. Наши предки тоже так считали, поэтому они придумали ступицу – механизм, который фиксирует колесо и не дает ему свалиться с оси, и в то же время позволяет свободно вращаться.
Теперь телегу поворачивали не люди, а быки или лошади, понукаемые извозчиком.
Принято считать, что важные изобретения появляются в разных частях света почти одновременно. С колесом было не так – оно появилось в Европе, на Ближнем Востоке и в Китае в 5 – 3 тысячелетии до нашей эры, но еще долго не было известно в Африке и Южной Америке.
Поделитесь своим мнением в комментариях